Перейти на главную страницу

 

 

Живопись и Космические видения Евгения Березикова

     Человек никогда не знает, что ждет его в жизни, в том числе и в творчестве. Иной современник на виду у своих собратьев сделает столько удивительного и интересного, а порой и неповторимого по гениальности, что заставляет всех окружающих поражаться тому, что может успеть сотворить человек всего лишь за одну прожитую жизнь. К таким людям, вне всякого сомнения, можно отнести и нашего современника – Березикова Евгения Ефимовича: художника, писателя, путешественника и просветителя. Написанные им картины, отражают: творение, бытие, природу, дух и человеческие состояния. Названия картин сами говорят за себя: «Космогония», «Сотворение мира», «Адам и Ева в раю», «Матерь всех миров», «Вечность», «Рождение Христа», «Стопы пророка», «Хранитель знаний», «Идущий в бесконечность», «Мальчик, играющий с волчатами», «Цветок зрелой любви», «Мутант».

      Большинство картин, написанных Евгением Березиковым, сразу узнаваемы, потому что они несут на себе печать особой космической энергии, потому что каждый образ, родившийся из-под кисти этого художника — есть живой дух. На первый взгляд, картины кажутся примитивными по форме (этот вид живописи в мировом искусстве относится к «примитивизму», или к «наивному искусству», что несомненно относится и к творчеству Е. Березикова), но по содержанию его картины — откровение Вселенского мыслителя, ибо чем-то сродни картинам Босха, Леонардо Да Винчи, Рериха, Пикассо, Дали и Пиросмани. И поэтому живописные работы этого художника повсеместно вызывают повышенный интерес. Особым успехом его персональная выставка пользовалась в Индии, куда он был приглашен Академией искусств Урду. Выставку посетило более 50 тысяч зрителей. Вместо отведенных 20 дней, по просьбе индийской стороны картины Евгения Березикова экспонировались там три месяца. Открытие выставки в Дели в 1988 году транслировались по трем индийским телевещятельным каналам, а так же было показано по центральному телевидению в Москве в программе «Время». Особый успех выпал на долю художника и во время проведения круглосуточного Телемарафона «Чернобыль», проведенного в Москве в июне 1990 года, где все залы и свободные площадки концертного зала «Россия» были отданы под персональную выставку его картин. Тогда же известная американская телекомпания СИНН в прямом эфире показала миниатюрный ролик о творчестве Евгения Березикова на 80 стран мира , а Японская телекомпания NHK сделала репортаж для своих телезрителей. В августе 1992 года телекомпания Антенн – II специально выезжала в горы Памира, где художник пребывал в отшельничестве, и отснятый часовой материал демонстрировался по телевидению Франции. А репродукции картин художника были изданы на 38 языках мира, тиражом в 10 мил. экземпляров. В настоящее время выставки картин художника Евгения Березикова успешно проходят по городам России, Украины, Белоруссии и других стран СНГ. И каждый, кто посещает эту выставку, равнодушным не остается, находя для себя то неповторимое, что есть в произведениях, представленных зрителю. Отдельных увлекут образы, других яркие краски, а третьих непосредственность и почти детский взгляд не окружающий мир и Природу россиянина Евгения Березикова.

 

Газета "Times of India", 12 апреля 1988 года.

Картины, которые отражают внутреннее частье.  (перевод с английского)

В картинах рожденного в Сибири художника мы видим жанр одновременно наивный, даже примитивный и высокохудожественный. Да, художник господин Березиков способен извлечь назидательные притчи из абстракции, которые без выразительных сил остались бы бескровны. Промахи, которые есть в его работах, невелики по последствиям, поскольку, невзирая на них, мы постоянно возвращаемся на орбиту его искусства – такова влекущая сила картин.

С одной стороны, художник рисует как крестьянские мастера, цвета сильные, очень контрастные – это может быть было бы рискованной стратегией для любого другого экспериментатора в этой области, но не для Березикова. Он оживляет всю вещь. Каждая работа так жива, что ее нельзя не узнать даже с расстояния 100 футов.

       Но есть другой риск, с которым сталкивается художник – его темы. Многие работы касаются проблем Космоса, или метафизических проблем (хотя, в конце концов, он родился в век Космоса!). Таковы «Идущий в бесконечность», «Дума о вечности» и многие другие работы могли бы показаться настолько же идейными, как изображение скульптуры советского труда, но этого не происходит, потому что у этого художника острый ум и много юмора. Даже когда он серьезен, он все равно хочет показать нам язык — все это в духе нашего времени, но и здесь нет ни малейшего цинизма, общая тональность этих грубых, резких, но все же завершенных картин – внутреннее счастье, в этом нет сомненья.

     Художник любит жизнь, и не только искусство художественной культуры. Задачи его картин не влиять на зрителя, а разделить его радость, собрать его глубочайшие мысли в жизнеутверждение. Его искусство наслаждение. Оно помогает расправить замерзшие плечи. Работы, наподобие «Народ» и «Черные яблоки» в отношении формы чрезвычайно изобретательны. «Адам и Ева», «Бегущие собаки», «Идут кислотные дожди» доказывают, что этот художник только себе принадлежащий человек, а не чей-нибудь рупор.

     Он совершенно независим по стилю, или, скажем, он подвержен влиянию только ортодоксальных стилей или модерну — нет. Его образы были так хорошо ассимилированы, что собственный дух его картин нисколько не был утрачен в этом процессе творчества.

Могу Рахман

Искусствовед, бывший директор музея живописи Дели

В 2010 году эта картина была опубликована на титульном листе  Устава ООН по сохранению мира и человечества.

 
Дума о вечности. 1985 г. холст, акрил, 60х80
 

         

 

 

 

                                           

        Триединый вечный Космос. 2004 г. холст

 

 

        Восход Земли. 1987 г. картон, акрил 100х80

Вечность. 1985 г. картон, акрил 120х70

Полет в параллельных мирах. 2001 г. картон, акрил 120х70

 

Испить чашу. 1982 г. картон, акрил

 

 

           Восходит. 1989 г. холст, акрил 50х60

 

               Открывающий мерности. 1991 г. доска, акрил

 

                                      Дух проростает. 1991 г. картон, акрил 50х70

 

            Раздумье на пороге жизни. 1985 г. холст, акрил 60х80

 

          Наблюдающая. 1981 г. бумага, акрил 50х70

Солнечный человек - Евгений Березиков.

Он идет от Занзибара,

Он идет к Килиманджаро

И кричит он, и поет он…

 

         В истомленную ожиданием весну, в серую и грязную Тюмень приехал солнечный человек. Он шел к нам через Тибет, Гималаи и Памир. Синай, Вифлеем и Ташкент. Этот человек не раз наведывался в наш областной центр: читал лекции о своих путешествиях по миру, а чаще наблюдал тюменский железнодорожный вокзал из окон поездов, что то и дело доставляли Евгения Березикова из пункта А в пункт Б. Но вот персональную выставку 66-летний художник привез в Тюмень впервые.

        В большой демонстрационный зал музея изобразительных искусств вместилась лишь малая толика написанных им работ, не больше восьмидесяти (за свою 13-летнюю «живописную» жизнь Евгений Ефимович сотворил около тысячи работ). К некоторым картинам Берзиков «прикрепил» объяснительные тексты, но и сам охотно разъяснял посетителям смысл того и ли иного полотна: мальчик надкусывает яблоко – никто еще не знает, сладок сей плод или нет... Саламандра смотрит прямо, а отвернешься – нет ее... На горе сижу высоко – оттуда можно познать многое... Рядом с работами космической направленности соседствуют удивительные и экзотические птицы и звери: «Мой слоненок», «Большая птица счастья», «Мальчик, играющий с волчатами. Тут же посетители могли посмотреть фотографии многочисленных путешествий, в которых побывал уроженец Томской области, художник, писатель, просветитель путешественник. Особо врезался в память снимок солнечных абрикосов, которые вкушал отшельник на Памире, три года разряжаясь в одиночестве от суеты социума. Там же он в уединении писал и свои удивительные бесхитростные картины, которые в конечном итоге наводят на философские раздумья.

      Было по-хорошему завидно. Большой человек в мексиканской шляпе, с каменным амулетом на широкой груди, в небрежно накинутом латиноамериканском шарфе рассказывал о съемках хроникально-документальных фильмов про Мексику, Италию, Тибет, Святую Землю, Египет. Оператор этих видеоработ находился тут же, неподалеку от автора, – Сергей что-то втолковывал еще не отогревшейся от уличного холода посетительнице. Березиков перечислял названия изданных им книг и названия стран, в которых побывал; вспоминал имена известных людей, с кем ему посчастливилось водить дружбу. Около солнечного человека кучковались журналисты и гости выставки. Казалось, они не желали размыкать заколдованный круг из тепла и света, созданный чудесными путешествиями, видениями и картинами Евгения Березикова.

Ася Топоркова «Тюменские известия» 31 марта 2001 года.

                                                             Адам и Ева в Раю. 1981 г., картон, акрил, 110х80 

 

 

Три коня

 

Снимающий плоды. 1983 г. картон, акрил 50х70

 

Слушающий птиц. 1983 г. картон, акрил 70х50

 

Едущий мимо. 1987 г. доска, акрил, 30х40

 

Молящийся мальчик. 1996 г. холст, акрил, 50х70

 

Играющий на скрипке. 1983 г.

 

Матерь всех миров. 1990 г. картон, акрил, 50х70

 

Торговка плодами. 1982 г.

 

Идущий в бесконечность. 1986 г.

 

Дочь земли. 1986 г. картон, акрил, 50х70

 

Провозглашающая лето. 2001 г. холст, акрил, 60х80

 

Ранение цветком. 1983 г. картон, акрил, 110х78

 

Мой слоненок. 1987 г. Репродукция картины Евгения Березикова на 1-й странице обложки детского журнала "Мурзилка" №12 за 1988 г.

 

Беспечность. 1982 г. картон, акрил, 70х100

 

Прощание с природой. 1983 г. картон, акрил, 70х50

 

Прогулка разноцветного быка. 1987 г. картон, акрил, 60х44 

 

Мальчик с собакой. Единое. 1985 г. картон, акрил 110х88

 

Стопы Пророка. 1986 г. холст, акрил 70х50

 

Цветок Владимира Высоцкого. 1985 г.

 

Тарковскому. Это не сон. 1990 г.

 

Горбачев. Фатальная неизбежность. 1987 г.

 

Восхождение Духа. 1993 г. холст, акрил, 60х70

 

Сергий Радонежский. Схимник. 1982 г.

 

Отшельник. В целом мире один. 1987 г.

 

Черные яблоки. 1983 г.

 

Спелые яблоки. 1985 г.

 

Белый жираф. 1986 г.

 

Большая птица счастья.1982 г.

 

Ламы, приносящие добро. 1988 г.

 

 

 

 

Перейти на главную страницу

 

 

 

© Berezikovee

Конструктор сайтов - uCoz